Новости

Заказать обратный звонок

Отдел продаж:(044) 206-81-35

Обратно

Маломощные подвесные лодочные моторы для надувных лодок ПВХ

Маломощные подвесные лодочные моторы для надувных лодок ПВХ

В этой статье рассказывается об удобстве пользования лодочными моторами, а не перечисляются параметры из каталогов. Моторы рассматриваются с точки зрения их удобства в эксплуатации на надувных лодках из ПВХ-ткани.

Лодочные моторы мощностью до 3.5 л.с.

Начнём с малых подвесных лодочных моторов мощностью до 3.5 л.с. Все эти моторы для лодок схожи в одном, причём и 4-х тактные, и 2-х тактные: в качестве защитного элемента гребного винта у них используется срезная шпонка. При ударе о препятствие такая шпонка просто «срезается». У подвесных моторов мощностью от 5 л.с. гребной винт защищается его креплением через резиновую муфту. Если вам повезёт, то при наезде на препятствие гребной винт провернётся на «месте» под нагрузкой.

Подвесной лодочный мотор Honda BF2.3

Работая в продажах много лет, я стал условно делить подвесные лодочные моторы этого типоразмера на три вида: рыболовные, туристические и охотничьи. К последним на сто процентов можно отнести лодочный мотор Honda BF2.3 из-за наличия в нём воздушного охлаждения. Рыболов или турист просто оглохнет через минуту, находясь рядом с таким мотором, а охотнику всё равно, ему стрелять и стрелять по уткам целый день. По своему личному опыту знаю, что на воде этот лодочный мотор слышно за 1.5 км, и я нисколько не преувеличиваю.

У лодочного мотора Honda BF 2.3 есть два достоинства: первое – это наличие вариатора. Это означает, что для начала движения вам просто надо добавить «газу» (и, соответственно, наоборот), что очень удобно при маневрировании. Второе достоинство лодочного мотора Honda BF 2.3 заключается в том, что на нём можно перемещаться по мелководью. Это обеспечивается тем, что в системе охлаждения лодочного мотора «Хонда» 2.3 нет воды. Недостатком мотора Honda BF 2.3 является пластмассовый и очень дорогой гребной винт, который при наезде на препятствие разрушается в большинстве случаев, и даже срезная шпонка не помогает.

Несмотря на наличие воздушного охлаждения у Honda BF 2.3 не вздумайте обкатывать даже такой маломощный лодочный мотор в бочке. Вода в бочке станет кипятком уже через несколько минут и вы угробите сальники, которые есть в редукторе лодочного мотора. Сальники – это уплотнители, расположенные на гребном валу, которые не дают воде попасть внутрь редуктора (ноги) лодочного мотора, а маслу не дают вырваться наружу.

К слову, часто спрашивают, какие лодочные моторы тише работают – 2-х или 4-х тактные? Так вот, по сравнению с Honda BF 2.3 даже отечественный лодочный мотор «Вихрь 30» кажется тихим… К примеру, Honda BF 20 или Suzuki DF 15 (оба 4-х тактные) не слышно с расстояния пяти метров, когда на них дорожат.

«Туристические» лодочные моторы

В этой категории мы рассматриваем двухтактные лодочные моторы. «Туристические» подвесные лодочные моторы: Tohatsu 3.5, Nissan Marine 3.5 и Mercury 3.3 . Я называю эти лодочные моторы «туристическими» из-за того, что регулировка «газа» у них исполнена в виде рычажка, расположенного прямо на корпусе мотора, что для рыболова очень неудобно. Ведь при ловле на «дорожку», имея возможность оперативно менять скорость движения лодки, мы и подбираем ключик к рыбе. С этими лодочными моторами таких возможностей рыбак будет лишен.

Но лодочные моторы Tohatsu 3.5, Nissan Marine 3.5 и Mercury 3.3 обладают и своими достоинствами. У этих лодочных моторов неплохие гребные винты. Сделаны они из «пружинящей» пластмассы, которая и уберегает гребной винт мотора от разрушений, как говорится, не доводя дела до «шпонки».

У подвесных моторов Tohatsu 3.5, Nissan Marine 3.5 и Mercury 3.3 не только одинаковые гребные винты – сами лодочные моторы сделаны на основе единой разработки Tohatsu. Отличия между ними в следующих деталях:

У подвсеного лодочного мотора Mercury 3.3 и Tohatsu 3.5 есть нейтраль, а у Nissan Marine 3.5 нет

Но самое главное – у лодочного мотора Tohatsu 3.5 лучше всего сделана «развязка» между румпелем и мотором. В результате на руку передаётся меньше вибраций, в связи с чем вы меньше устаёте при управлении моторной лодкой.

У Mercury 3.3 колпак мотора закреплён всего двумя защёлками, а не десятью винтами, как у двух предыдущих моделей. Как результат, значительно упрощается доступ к внутренностям самого лодочного мотора. Но так как все эти подвесные моторы очень надёжны, то этой возможностью вам вряд ли придется часто пользоваться. В любом случае, у Mercury 3.3 Tohatsu 3.5 и Nissan Marine 3.5 есть лючок снизу для доступа к свече и специальный ключ в ЗИПе – и этого вполне достаточно.

Скажем так: если использовать такие лодочные моторы на небольшой яхте, то лучше взять Nissan Marine, так как конструкция лодочного мотора без нейтрали надёжней, а на больших водоёмах маневренность не нужна. Для туристических походов по речкам, к примеру, на катамаранах с надувными поплавками, лучше предпочесть лодочные моторы Mercury 3.3 и Tohatsu 3.5.

Металлический винт на малом лодочном моторе – это иногда очень хорошо, а если ещё немного заточить кромку гребного винта, то водорослям не будет спасения. С такими гребными винтами есть два замечательных мотора: лодочный мотор Suzuki 2.5 весом 12.5 кг и Yamaha 2 весом всего 10 кг.

Когда старый рыболов наконец-то сдаёт в металлолом лодочный мотор «Стрелу-5» и вешает на транец своей надувной лодки подвесной мотор Suzuki 2.5, то с удивлением обнаруживает, что рыба-то в его озере есть и окушки на 800 грамм никуда не исчезали! Просто теперь они не разбегаются на километр от лодки из-за шума подвесного мотора. Газ на румпеле, 12.5 кг веса, винт-аналог, который дешевле родного, – и получается очень интересный мотор для рыбалки. С лодочным мотором Yamaha 2 спокойно управится даже бабуля ста лет от роду, сам видел на Ладоге. Винт недёшев. Но 10 кг – это действительно легко. Рукоятка газа – в виде рычажка на корпусе.

И снова о лодочных моторахYamaha – модель «Мальта 3.5» ( 2-х тактная): газ на румпеле, вес 16.5. Тут же вспоминается мотор Tohatsu MFS 3.5 (4-х тактная): газ на румпеле, 17.5 кг (есть похожий мотор и у Mercury). Выбор оставляю вам, читатель.

Подвесные лодочные моторы мощностью от 4 л.с до 10 л.с

Подвесные лодочные моторы «Меркури 4», Yamaha 4 – очень странные модели: и вес 21 кг, и нет возможности подключения внешнего бака. Такие лодочные моторы подходят для яхтенных «тузиков». Если есть на свете неликвидные лодочные моторы, то к ним можно отнести их смело прибавив еще моторы Tohatsu 2.5 и Mercury 2.5 (как двух-, так и четырехтактные).

О потерях. Снята с производства знаменитая четвёрка от Yamaha (22 кг, задняя передача). Увы. На смену ей пришло новое поколение лодочных моторов мощностью в 4.5 л.с и в 6 л.с, которые можно перевозить на любом боку. Кстати, в Европу такие лодочные моторы поставляются в нарядном белом цвете, а к нам официально только классические серые… Но вес у них уже 27 кг, а ценник вообще не радует. Лучше подложить старую палатку под мотор и возить его на одном боку, чем переплачивать.

Все 5-ти сильные лодочные моторы теперь можно разделить на те, на которых есть табличка с надписью 3.68 Квт, и на те, на которых её нет. Если мощность лодочного мотора 3.68 Квт или меньше, то таким мотором можно пользоваться без прав (в Украине это правило не дествует).

Начнём обзор с многострадальной Honda BF 5. Про этот лодочный мотор говорят, что «колбасит» его на транце. Скажу, что да, мотор действительно сильно вибрирует, но на румпель эти вибрации абсолютно не передаются, руки отдыхают, так как мотор сделан по необычной схеме: румпель соединён с «ногой» мотора, а не с «головой», как все. Но он же самый дорогой (хотя новые лодочные моторыYamaha, кажется, ещё дороже), самый тяжёлый, контрольного окошка для проверки уровня масла нет, к тому же, что самое неудобное, 3.7 Квт – значит, требует наличия прав на управление лодкой.

Подвесные лодочные моторы Suzuki 4, Suzuki 5 и Suzuki 6. Отличаются только карбюратором, и у четвёрки нет коннектора для подключения внешнего бака. Выхлоп через антикавитационную плиту. Если у вас вдруг не заводится такой лодочный мотор, то ищите переключатель внутреннего бака на внешний (он расположен под головой мотора). Скорее всего, вы забыли его повернуть в нужное положение. Запчасти на них процентов на 20 дешевле по сравнению с другими подвесными моторами.

Лодочные моторы Tohatsu 4, Tohatsu 5 и Tohatsu 6 имеют техническое преимущество. У этих лодочных моторов выхлоп идет через ступицу, что считается более правильным техническим решением. Гребной винт в таких условиях получает дополнительное «разряжение», поэтому ему легче работать. Подвесные моторы Mercury 4Mercury 5 и Mercury 6 очень похожи на аналогичные модели Tohatsu.

Подвесные лодочные двухтактные моторы «пятёрки» Mercury , Tohatsu и Yamaha по качеству абсолютно одинаковы и надёжны. Какая модель по цвету больше понравилась – ту смело и берите. Наиболее удобны среди них модели с внутренним и внешним баком.

Лодочные моторы мощностью от 6л.с. до 8 л.с – это, скорее, моторы для пластиковых лодок, чем для надувных лодок из ПВХ. Особенно «восьмёрки» – очень дорогие и никакие. К примеру, лодочный мотор Honda 8 весит 42 кг. К тому же, такие мощности не соответствуют нашему менталитету. Моторы у нас «покупают в арифметической прогрессии» 5, 10 и 20 л.с.

Подвесные лодочные моторы «десятки»

Сначала поговорим о 2-х тактных лодочных моторах.

Загадка: ПЛМ мощностью 9.9 л.с. весит 36 кг, а мощностью 9.8 л.с. – 26 кг. Как это может быть? Ответ прост: 9.9 сделан из «пятнашки», а 9.8 – с «восьмерки». Если выбирать двухтактный лодочный мотор, то 9.8 предпочтительнее (Tohatsu или Nissan Marine без вариантов) – вес 26 кг всего. Это те моторы, которые я носил в одиночку, всё, что мощнее, только вдвоём. Те, кто нарушал это простое правило, заработали больную спину, а ведь они носили тяжёлые моторы в тёплом магазине по ровному полу… Вот поэтому я всегда настаиваю, что надувная лодка из ПВХ должна быть для двоих, и лодочные моторы сподручнее таскать вдвоём.

Четырёхтактные «десятки». По надёжности и удобству лодочные моторы этого типа среди именитых брендов одинаковы. Все их варьируется в пределах 38-40 кг.

Подвесные лодочные моторы «пятнашки»

Среди 15-ти сильных лодочных моторов фактически осталось три модели производства Suzuki, Yamaha и Mercury.

У 15-ти сильного 2-х тактного лодочного мотора Suzuki вес 37.5 кг, неудобно складываемый румпель и родной винт, который лучше убрать про запас. Лодочный мотор Yamaha 15 л.с. весит 36 кг. Это достаточно удобный лодочный мотор и, пожалуй, самый компактный среди своих конкурентов.

2-х тактный 15-ти сильный лодочный мотор производства Mercury весит 35 кг. Этот мотор считается удобным для рыбалки, так как на румпеле совмещены переключение «вперёд – нейтраль – назад» и «газ», поэтому при попадании воблера в сеть очень удобно маневрировать надувной лодкой, управляя этим подвесным мотором одной рукой.

15-ти сильный лодочный мотор Yamaha весит уже 52 кг(!), этот подвесной мотор даже не обхватить (он удобен только при стационарной установке на лодке).

Лодочный мотор Hоnda 15 весит 46 кг, но так как есть Honda мощностью 20 л.с с весом всего 46.5 кг., то выбор в пользу последнего очевиден. А вот подвесной лодочный мотор Suzuki 15 при весе 43 кг., более компактен и удобен при переноске, к тому же работает так же тихо. Так что престижем марки можно и пренебречь выбирая между двумя брендами.

Подвесные лодочные моторы мощностью более 18 л.с.

Классические подвесные лодочные моторы – так можно назвать 18-ти сильные Tohatsu и Nissan Marine. Эти лодочные моторы должны были снять с производства года три назад, даже сделали мотор Tohatsu 20 л.с., 4-х тактный, 46 кг, но где он? А 18-ти сильные Tohatsu на всех водоёмах.

Какой предпочесть четырехтактных лодочный мотор мощностью 20 л.с.? Ответ один: Honda BF 20 – 46.5 кг весом и встроенным генератором выдающий 12 В постоянного тока.

Эксплуатация подвесного лодочного мотора: полезные советы

Все современнные лодочные моторы заводятся с первого раза, если вы не забыли открыть крышечку для воздуха, а она совмещена с пробкой бензобака и открывается против часовой стрелки. Для работы мотору нужны топливо, искра в цилиндре и воздух!

Если вы завели 4-х тактный мотор, а он вдруг начал дымить, не надо пугаться, просто при перевозке мотор подбросило на кочке и немного масла попало из картера в бензин. Прогорит – и всё будет нормально.

Трос ручного стартера следует вытягивать медленно до тех пор, пока вы не почувствуете сопротивление стартового механизма. Вот тут можно дёрнуть, но (!) ни в коем случае нельзя бросать его (трос), а надо дать ему плавно втянуться в мотор, придерживая его.

Если вы только что «пролетели» на лодке по водной глади 10 км, раскручивая подвесной мотор на всю «катушку», и вдруг решили остановиться, то просто глушить мотор категорически запрещено! Дайте поработать мотору на нейтралке 5 минут – и всё будет хорошо (с лодочным мотором). Если вы просто нажмёте «красную кнопку» или выдернете чеку аварийной безопасности, мотор остановится, а также остановится процесс охлаждения его цилиндров водой, то есть мотор перегреется!

Набор инструментов, входящий в ЗИП, отложите в дальний ящик и замените нормальным…

На каждый цилиндр мотора у вас должно быть две запасные свечи, вы не один на водоёме, а бросать без помощи на воде людей нельзя, даже раздолбаев и особенно электроудочников. Поймали такого – привяжите аккумулятор к его ногам, пусть поныряет-поплавает…

Обкатывать лодочный мотор лучше всего на пустой лодке и в одиночку. Потерпите эти 10 часов, и мотор будет вам верно служить 10 лет.

Поговорим о бортовой сети. Установка «генератора» будет вам стоить 2-3 тясячи гривен, а аккумулятор 12 В 7,5 а/ч для навигатора и эхолота обойдётся в 200 – 300 грн. – выбирать вам… Если всё-таки вам необходим такой «генератор», то поищите в Интернете разработки наших умельцев из кооперативов, и вы будете приятно удивлены, что они по своим характеристикам лучше фирменных.

Тахометр. Если в подвесном лодочном моторе обходятся без коробки передач, то и без тахометра прожить можно. Подбором винта надо заниматься после обкатки лодочного мотора, а вообще подбирать винты имеет смысл для моторов от 15 л.с. Мы переключаем передачи в автомобиле, не глядя на тахометр, просто определяя нужный момент по звуку, так и лодочный мотор своим звуком работы нам всё расскажет. Слишком «высокий» – значит, слишком много оборотов, а если «надсадный» – значит, маловато. С этой информацией идёте в магазин и сообщаете её продавцу, он подберёт вам гребной винт.

Чтобы не становиться обладателем целой коллекции гребных винтов, надо правильно договориться с продавцом, т.е. брать винт, оставив залог и персональный бонус продавцу. Подошёл винт – хорошо, а если нет – возвращаем вымытый, чистый винт без царапин в магазин и берём следующий. Винт поцарапан – значит, уже один запасной винт у вас появился. Нормальные обороты вы почувствуете так же – на слух – по устойчивому «не натруженному» звуку работы мотора.

Обязательно купите сумку для лодочного мотора сумку для лодочного мотора, она пригодится уже в магазине.

На рыбалку всегда возите с собой запасной винткомплект свечей и масло.

В заключение хочу сказать: не делайте из надувной лодки рыболовецкий сейнер, главное её преимущество – мобильность.