Навигационное оборудование

Замовити зворотній дзвінок

Відділ продажу:(050) 384-19-69

Обратно

Внимание на экраны! Новые картплоттеры и дисплеи

Внимание на экраны! Новые картплоттеры и дисплеи

На динамичном рынке морской навигации царит невиданное оживление. Данный обзор посвящен лучшим картплоттерам и многофункциональным дисплеям. Комплексные навигационные системы, в которых дисплеи показывают различные типы приборной информации, явление не новое, однако последнее поколение морской электроники похоже действительно включает все возможные функции: от 3D карт до видеонаблюдения за машинным отделением. Преимущество таких систем в том, что они позволяют просматривать всю необходимую информацию на одном экране, таким образом, пост управления не загромождается множеством специальных датчиков. Объединение картплоттера и радара позволило получить большой удобный экран. Эти высокотехнологичные устройства имеют интуитивно-понятный интерфейс и доступны по цене. Слишком хорошо чтобы быть правдой? Ознакомьтесь с данным обзором новейших продуктов и решайте сами.

Картплоттеры

Некоторые системы могут устанавливаться на несколько постов управления, некоторые – только на один. Важную роль играют также предпочитаемые карты: С-Map, Navionics или собственные карты BlueCharts от Garmin. Одни системы могут работать только с одним типом карт, в некоторых более сложных системах можно использовать несколько типов. Усложняет ситуацию то, что карты разных производителей имеют разный уровень детализации и объем информации (см. Карты): от лоцманских заметок и приливов-отливов до 3D изображений и спутниковых снимков. Карты поставляются на картриджах, которые вставляются в специальные слоты. За последние годы объем данных и площадь, которые помещаются на один носитель, резко увеличились, теперь весь район плавания может умещаться на одном картридже. Некоторые современные системы имеют полностью «предустановленные» карты, например карту Великобритании или северной Европы, поэтому дополнительные карты понадобятся, только если судно поплывет за эти пределы. Некоторые плоттеры имеют встроенные GPS-антенны (подходят для более открытых судов), а есть такие, которым требуется отдельная антенна.

Деление экрана

Наличие такого большого объема информации в системе обуславливает необходимость одновременного просмотра нескольких окон и настройки их расположения на экране. Расположение окон можно менять во время работы, а также сохранять его варианты для последующего вызова с помощью кнопок.

Управление

Если раньше был только курсор и программируемые или постоянные кнопки, то теперь некоторые устройства имеют сенсорное управление, т.е. передвижение по карте и выполнение всех функций в буквальном смысле осуществляется с помощью пальцев. Это удобно в спокойных условиях, однако сенсорные экраны могут быть очень чувствительны, что усложняет управление в шторм особенно на маленьких плавсредствах.

Радар

Самый полезный для капитана элемент комплексных систем это, пожалуй, радар с функцией параллельного просмотра или даже наложения изображения на карту. Имея один экран, намного проще следить за навигационными знаками и береговой линией, а также другими судами. В некоторых системах возможно подсвечивание контрольных точек на изображении от радара. Некоторые системы могут одновременно показывать два диапазона, что позволяет параллельно выбирать дальние цели и следить за ближними. Программное обеспечение радаров позволяет автоматически следить за другими судами (MARPA) и может иметь систему автоматического опознавания AIS (см. далее). Большинство систем позволяют установку радарных антенн различного размера и мощности. Последним достижение стали цифровые радары с улучшенным сигналом и качеством изображения. Ожидается, что цифровые радары станут стандартом отрасли.

Глубина

К преимуществам многооконного экрана можно отнести возможность установки эхолота, который позволяет контролировать морское дно, даже если судно не занимается рыбной ловлей, при этом его дисплей не будет занимать драгоценное место на приборной панели. Кроме того, при измерении глубины создается изображение морского дна на основе данных карты. Здесь есть свои ограничения, поскольку точность такого изображения зависит от этих данных в отличие от изображения в реальном времени, создаваемого более дорогостоящим гидролокационным оборудованием.

AIS

Cуда, на которых установлены устройства обнаружения с помощью AIS (cистемы автоматического опознавания) будут показываться в системах, способных принимать посылаемую информацию, а это название судна, размеры, скорость, курс и пункт назначения. Информация AIS передается в УКВ диапазоне.

Наложения

Возможность наложения изображения от радара на карту уже упоминалась. Следует также заметить, что при правильно выбранных картах и производительности процессора можно наложить на карту снимки со спутника и получить 3D изображение. Для многих гаваней и устьев доступны аэроснимки. Функция отображения информации о приливах-отливах на карте тоже очень полезна.

Видеовход

Новая и полезная функция – видеонаблюдение за машинным отделением или кормой. Некоторые камеры автоматически переходят в ультракрасный режим при недостаточном освещении. Видеовход позволяет проигрывание DVD (может понадобиться подключить колонки). Видеовыход позволяет дублирование на еще один ТВ-дисплей.

Приборы

Системы отображают навигационные данные, такие как скорость по лагу, курс и глубину, в знакомом легко читаемом аналоговом формате. При доступности данных от двигателя они также могут отображаться на экране. Особенно полезен контроль расхода топлива.

Производители

Три производителя, которые больше всего ассоциируются с картплоттерными системами для круизных яхт и катеров это Raymarine, Simrad и Furuno. Однако последние несколько лет в этом сегменте ощущается присутствие Garmin, Lowrance и Standard Horizon во многом благодаря тому, что эти компании усовершенствовали свои радары, объединив функции радара, картплоттера, и других приборов в одном устройстве. В данной статье мы остановимся на устройствах от Raymarin и Garmin.

Картография

Комплексные системы собирают и отображают данные с нескольких источников. Карты, снимки со спутника, информация о приливах-отливах, лоцманские заметки и 3D изображения хранятся на картографических чипах. Производители карт предлагают различные наборы. Чем больше информации, тем дороже карты. При покупке следует учитывать мощность процессора. Главные производители карт это Navionics и С-Map, некоторые производители оборудования производят собственные карты.

Карты Navionics Gold Plus содержат информацию о портах, приливах-отливах, всплывающие описания многих навигационных ориентиров. Кроме вышеуказанного Navionics Platinum содержат наложения изображений со спутника и 3D изображения, лоцманские заметки, фотографии, динамическую информацию о приливах и отливах. Navionics Platinum Plus содержат изображения со спутника улучшенного качества и 3D изображения, а также панорамные фотографии.

C-Map NT+ это основной продукт C-Map, в который входят бесшовные карты, информация о портах и приливах-отливах, всплывающие объяснения навигационных ориентиров. C-Map Max содержат фотографии и схемы гаваней, перспективные изображения и динамический прогноз приливов. C-Map Max Pro кроме вышеуказанного содержат спутниковые наложения, лоцманскую и береговую информацию. C-Map 4D содержат спутниковые и 3D изображения в высоком разрешении.

BlueChart g2 – это карты второго поколения от Garmin. Обновление g2 Vision содержит трехмерные перспективы, спутниковые изображения и аэроснимки.

Мультидисплеи Raymarine серии C Classik

Мультидисплеи серии С используются на катерах и яхтах с одним постом управления и совместимы только с нецифровыми радаром. Самый маленький на сегодняшний день это С70 с диагональю 6,5 дюйма, так же в серии выпускаются дисплеи С80 и С120.

Технические характеристики

Возможность установки на катера и яхты только с одним постом управления. Картплоттер, эхолот, радар, данные приборов и двигателя. AIS-совместимость. Возможность установки приемника погоды Navtex.

Удобство использования

Мультидисплеи серии С просты и удобны в эксплуатации. Они имеют минимальный набор функций по сравнению с другими сериями, однако их сложно назвать упрощенными. Система интуитивно понятная. В меню легко разобраться, под экраном расположены программируемые кнопки. Для одного поста управления, если дополнительные функции, доступные в серии Е не нужны, мультидисплей серии С может быть очень выгодным приобретением. Однако покупать следует уже сейчас, так как компания планирует снять эту серию с производства.

Диагональ экрана

6,5; 8,4 и 12 дюймов

Карты : Navionics не выше Gold Plus

Двухдиапазонный радар: нет

AIS: нет

Данные с двигателя: да

Видеовход/видеовыход: нет

Широкоэкранные мультидисплеи Raymarine серии C

Предыдущие модели серии С еще не сняты с производства, а компания уже активно продвигает новые широкоэкранные модели с поддержкой цифрового радара. Их преимущества включают возможность установки на катера и яхты с двумя постами управления.

Технические характеристики

Возможность установки на катера и яхты с двумя постами управления. Картплоттер, эхолот, радар, видео, данные с приборов и двигателя. AIS-совместимость. Полезные дополнения включают пульт SeaTalk и систему «Человек за бортом» LifeTag.

Удобство использования

Эти широкоэкранные дисплеи имеют многие функции, доступные в серии Е. Среди них 3D карты Navionics и видеовход. В комплект входит внутренняя высокочувствительная GPS-антенна, поэтому использовать внешнюю антенну нет необходимости. Есть возможность подключения цифрового радара. Пользовательский интерфейс немного отличается от предыдущих моделей серии С и моделей серии Е, однако в нем легко разобраться. Самое большое различие это джойстик UniControl для управления курсором и прокруткой.

Диагональ экрана

9, 12 и 14 дюймов

Карты: предустановленные Navionics Gold, возможность использования Platinum

Двухдиапазонный радар: есть

AIS: есть

Данные с двигателя: да

Видеовход/видеовыход: один вход, выход отсутствует

Широкоэкранные мультидисплеи Raymarine серии E

Более продвинутые мультидисплеи серии Е теперь имеют широкие экраны и сенсорное управление. Однако производитель учел, что последнее может быть неудобно в сложных метеоусловиях, и оставил обычную кнопочную панель.

Технические характеристики

Возможность использования на катерах и яхтах с несколькими постами управления. Картплоттер, эхолот, радар, видео, данные с приборов и двигателя. AIS-совместимость. Полезные дополнения включают пульт SeaTalk2 и систему «Человек за бортом» LifeTag.

Удобство использования

Как и серия С, эти мультидисплеи оснащены джойстиком UniControl с кнопкой OK по центру для управления курсором и связанными функциями. Если работать не в толстых перчатках, джойстик очень удобен. Помимо полезных функций серии С следует отметить стандартную экранную клавиатуру для обозначения контрольных точек и возможность переключаться между обычными картами и 3D без использования меню.

Карты: предустановленные С-Map, совместимость с Navionics

Двухдиапазонный радар: есть

AIS: есть

Данные с двигателя: есть

Видеовход/видеовыход: 4 входа, 1 выход

Диагональ экрана

9, 12 и 14 дюймов

Garmin 4000

Из двух представленных Garmin серий эта немного проще и имеет кнопочное, а не сенсорное управление, что больше подходит для небольших плавсредств, на которых при сильной качке сенсорное управление было бы затруднительно.

Технические характеристики

Возможность использования на катерах и яхтах с двумя постами управления. Картплоттер, эхолот, радар, видео, данные с приборов и двигателя. AIS-совместимость.

Удобство использования

Кнопочное управление картлоттером довольно простое, но требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к меню на модели 4008. Внесение и поддержка контрольных точек могут показаться слишком долгим процессом, но когда логика меню уже стала понятной, система кажется простой. Экран обеспечивает очень хорошую видимость даже на ярком солнце, что очень хорошо для маленьких открытых суден. Модель 4008 хорошо показала себя в тестировании на рибе Redbay.

Диагональ экрана

8,4 дюйма, 10,4 дюйма и 12 дюймов

Карты: BlueChart g2 и Vision

Двухдиапазонный радар: есть

AIS: есть

Данные с двигателя: есть

Видеовход/видеовыход: два входа, один выход

Garmin 5000

Эта серия может похвастаться наличием 15-дюймового экрана, но главное отличие это полностью сенсорное управление.

Технические характеристики

Возможность использования на катерах и яхтах с двумя постами управления. Картплоттер, эхолот, радар, видео, данные с приборов и двигателя. AIS-совместимость. Дистанционное радиоуправление доступно в качестве опции.

Удобство использования

Сенсорное управление прекрасно работает. Во время теста при попадании пресной, а потом соленой воды сбоев не было, и это притом, что штурман был в сухих и влажных перчатках. Следует отметить функцию «картинка в картинке», которая показывает непосредственное окружение судна при удалении от его местонахождения. Внесение маршрутов несколько сложное. Изображения обновляются чуть медленно. Однако скоро будут запущены серии Garmin 6000 и Garmin 7000 с более быстрыми процессорами.

Диагональ экрана

8,4 дюйма, 12,4 дюйма и 15 дюймов

Карты: BlueChart g2 и Vision

Двухдиапазонный радар: есть

AIS: есть

Данные с двигателя: есть

Видеовход/видеовыход: два входа, один выход

Текст: Автор Марк Турли,

по материалам Motor Boats Mounthly

Хочете купити човен, або у вас є запитання. Дзвоніть на наш номер, і наші менеджери Вас проконсультують.

Хочете купити човен, або у вас є запитання.
Дзвоніть на наш номер, і наші менеджери Вас проконсультують.

(050) 384-19-69